Загадка великого озера Эри
Великое пресное озеро Эри, находящееся на границе США и Канады является одним из самых таинственных и мистических мест на нашем земном шаре. Здесь внезапно возникают штормы, появляются и тут же пропадают гигантские волны, а самое главное на самом дне великих озер покоятся более 6 тыс. морских судов.
Практически все из них погибли при странных необъяснимых обстоятельствах. Недавно подводные исследователи решили изучить это озеро и первые же погружения позволили сделать сенсацию… Озеро Эри – занимает десятое место в мире по величине среди пресных озер.
Его площадь примерно 26 тысяч квадратных километров. Эри, находящиеся на территории Северной Америки, является частью 5 великих озер. И хотя это озеро не является самым большим из великих озер, однако, именно там происходят большее число необъяснимых кораблекрушений.
Тысячи затонувших кораблей
На дне озера покоятся тысячи затонувших кораблей разных времен и народов. В 1984 году канадские подводные археологи отправились на поиски корабля «Дин Ричмонд», затонувшего в озере в 1865 году. Однако вместо «Дин Ричмонда» исследователи неожиданно натолкнулись на другое судно, которое целых 130 лет считалось без вести пропавшим – шхуна «Сэм Джеймс».
В октябре 1870 года корабль вышел из порта Таледо, штат Огайо с грузом пшеницы на борту. Воды великих озер в это время относительно безопасны, однако спустя 20 дней в местной газете сообщили, что до порта назначения шхуна так и не дошла. Корабль вместе с экипажем буквально растворились. Самое удивительное, что «Сэм Джеймс» далеко не единственная жертва озера Эри.
Лишь за 20 лет с 1878 по 1898 годы здесь затонуло почти 6 тысяч кораблей. Возможно, эти корабли попали в штормы. Ведь на больших озерах они так же встречаются, как и в небольших морях. Невероятно, но пролежав 130 лет на дне, корабль «Сэм Джеймс» отлично сохранился, разве что покрылся вековым илом.
Корабль очень плавно ушел на дно. У него даже не поломаны мачты. Поэтому исследователи не могут придти к единому мнению, почему же затонула шхуна «Сэм Джеймс». Большинство считают, что корабль стал жертвой все того же внезапного шторма. К тому же исчезновение небольших шхун 17-19 веков можно объяснить их техническим несовершенством. Так же отсутствием метеослужбы, когда шторм и непогоду трудно было предугадать. Если это так, то как тогда объяснить, что и в наше время в великих озерах продолжают гибнуть суда. Причем ни какие-нибудь небольшие яхты, а огромные сухогрузы.
Пройти через узкие пороги озера Эри сложно даже современным кораблям с радарами и стальными корпусами. Однако есть исследователи, которые считают, что рифы и мелководья не причем. Они отчасти ориентируются на индейские легенды о гигантских волнах убийцах.
Волны убийцы
Волны убийцы достигают высоты 30 метров за считанные секунды и возникают даже в полнейший штиль. Затем так же быстро исчезают, уничтожив все на своем пути. Столетиями моряки рассказывали об этих гигантских волнах. Однако океанологи утверждают — волны более 20 метров существовать просто не могут. Но недавно ученым пришлось изменить свое мнение. 1 января 1995 года на платформе по добыче нефти Дроппер, находившейся у побережья Норвегии исследователи зафиксировали волну высотой 25,6 метров.
Сейчас этот феномен изучают в рамках программы «Максимальная волна». С помощью спутников европейского космического агентства океанологи наблюдают поверхность мирового океана. Только за 3 недели наблюдений спутники зафиксировали результат — около десятка одиночных волн.
Объяснить феномен блуждающих волн ученые пока не могут. Предполагают, что их появление этот результат каких-то мощных неизвестных процессов в глубине океана. Но здесь остается один вопрос. Если существование гигантских волн в океане уже доказано, то каким образом они появились в пресноводных великих озерах? И какой должна быть мощь такой волны, чтобы уничтожить суда способные выдержать океанический шторм.
Этот феномен ученым только предстоит разгадать. И как не парадоксально, но космос намного больше изучен, чем подводный мир. На орбите уже побывали десятки человек, а на глубину всего 7 километров рискнули опуститься лишь несколько смельчаков.