Чёрные собаки и другие зооформы
В составленной Дермотом М. Макманусом антологии ирландского фольклора и верований есть рассказ о встрече одного его приятеля со зловещей черной бестией; эта современная история мало чем отличается от поступающих уже много веков подряд сообщений на ту же тему.
Весной 1928 года друг Макмануса, студент Тринити-колледжа в Дублине, приехавший к родителям в графство Лондондерри на пасхальные каникулы. Когда он рыбачил неподалеку от дома, вдруг увидел, что к нему по мелководью несется, разбрызгивая воду, огромный черный пес.
Почуяв недоброе, студент проворно забрался на ближайшее дерево. Зверь тем временем добежал до того места, где студент только что сидел, и принялся расхаживать под деревом, рыча и скаля зубы в плотоядной ухмылке.
Но самыми страшными были его глаза, горевшие красным огнем «…как будто на лице монстра тлели настоящие угли». Студент не слезал с дерева до тех пор, пока страшный призрак не исчез за поворотом реки.
Это лишь одно из бесчисленных описаний призрака, из-за его сходства с собакой прозванного черным, дьвольским или адским псом. У него множество местных разновидностей: Блэк Шак в Восточной Англии, Пэдфут (Стаффордшир), Макл Блэк Тайк (Шотландия). Моз Дуг (остров Мэн), Скрайкер («крикун», Ланкашир), Гвил-ги («пес тьмы», Уэльс), Баргест (Йоркшир).
Предания о черной собаке Хер-гест, популярные на границе Херефор-ширда и Пауиса, и о пэкхантинг, охотничьей собаке из Дартмура, вдохновили сэра Артура Конан Дойла на сочинение «Собаки Баскервилей».
Все эти сверхъестественные существа имеют ряд общих признаков. Обычно они крупные, размером с Лабрадора или немецкую овчарку, черные и лохматые издают резкий запах серы, а глаза горят огнем.
Они выглядят массивными, но могут исчезнуть, иногда в клубах огня, а прикосновение к ним означает скорую смерть. А в некоторых местах верят, что для этого достаточно хотя бы взглянуть на них.
Отношение этих тварей к людям двойственно до крайностей. Некоторые, как в описанном примере, жутко злобные. Самое ужасное нападение черного пса имело место в августе 1577 года во время утренней службы в церкви местечка Банги в Суффолке.
Внезапно в центральном нефе возник жуткий черный пес, он бросился на прихожан, убил двоих и серьезно обжег еще несколько человек.
Вскоре после этого он учинил расправу в расположенной поблизости блитбургской церкви, причем когда он выскакивал из дверей храма, то лапой прожег косяк, и этот изьян виден и поныне.
С другой стороны, рассказывают, что черные псы заботливо провожают женщин, в одиночку идущих по темным дорожкам, и исчезают, когда их подопечная доберется до дома или обжитого места.
Интересно, что черные псы встречаются только в строго определенных местах на такой то дороге, кладбище при церкви или на берегу реки и никогда не выходят за границы своей территории.
Места их обитания часто знамениты своими античными монументами или строениями или расположены в предполагаемых энергетических каналах Земли.
Можно ли как-то объяснить феномен черных псов?
Самым распространенным и легковесным толкованием является такое — это просто галлюцинации или искаженное восприятие обычного пса. Часто предполагают психическую проекцию ненадежного свидетеля, но не объясняют, как и почему возникла такая проекция.
Альтернативная теория не исключает, что это явление того же порядка, что и природные духи и другие существа, которых некоторые исследователи считают первоэлементами.
Многие относят черных псов к циклическими (импринтинговыми) видениям — форме движущихся отпечатков энергии. Образы реально живших в прошлом собак каким-то образом были, возможно, актуализированы определенными метеорологическими эффектами и предстали перед потрясенными зрителями живыми, как в стереофоническом кино.
Правда, это не подходит для тех случаев, когда черные псы вступали во взаимодействие с людьми, например, поворачивали голову в их сторону. Была даже высказана гипотеза о связи между черными псами и шаровыми молниями, что могло бы объяснить случай с опаленными прихожанами.
Каков бы ни был ответ или ответы, ясно одно. Черные псы являются самыми известными феноменами из большой группы так называемых зооформ.
Этот термин был предложен ученым из Эксетера, специалистом по мистическим животным, для описания существ, бесспорно относящихся к животным, но все же скорее сверхъестественным, чем материальным.
Некоторые из них настолько причудливы и неестественны, что считать их существами из плоти и крови кажется нелепостью. Но для тех, кого до смерти напугали встречи с ними, существа эти оказались слишком реальными.
Ещё немного из истории
В начале битвы при Куллодене на севере Шотландии, где сошлись в 1746 году войска герцога Кумберленда и мятежных якобитов, над головами перепуганных солдат с пронзительными криками кружил монстр с человеческой головой, горящими глазами и черными кожаными крыльями.
Это существо, прозванное скри, можно легко было бы посчитать фантазией. Однако есть достоверные факты, что одним из свидетелей происшествия был лорд Джордж Марри, генерал, заслуживший всеобщее уважение своей выдержкой и хладнокровием.
Другой пример: весенним вечером 1966 года животное, похожее на лошадь, но с лицом злобно ухмыляющегося человека. Около двух минут загораживало дорогу Джону Фаррелу и Маргарет Джонсон, ехавшим по пустынному проселку в окрестностях Дрозды в графстве Лаут, в Эйре.
Только когда существо вдруг исчезло, потрясенные путешественники оказались в состоянии продолжить поездку.
В Ирландии верят в злобного духа пука, который часто принимает обличье бешеного коня. Но пука — чисто мифологический персонаж, не так ли? Хотя, конечно, в Британии много местечек, где миф вдруг оборачивается реальностью, пусть и на короткое время.
Понравилась история, поделитесь с друзьями