В поисках святого грааля
В своей бессмертной поэме и гимне «Иерусалим» Уильям Блейк опирается на версию о том, что мальчиком Иисус побывал в Великобритании в сопровождении Святого Иосифа Аримафейского. Рассказывают также, что после гибели Иисуса святой Иосиф вновь посетил Британию и заложил небольшую церковь в Гластонбери в Сомерсете.
Она сгорела в 1184 году и на ее месте построили аббатство, которое король Генрих VIII разрушил в 1539 году, но развалины которого сохранились. За Гластонбери, конечно же, тянется еще и шлейф мифологической известности. Некоторые историки считают, что он и есть тот самый остров Авалон, куда забрали для лечения смертельно раненного в последней битве короля Артура.
Как мы сейчас покажем, Гластонбери стал средоточием интригующих пересечений романов Артурова цикла и христианских преданий. Легенда гласит, что во время пребывания Иосифа в Гластонбери его посох врос в землю и обернулся могучим терном.
В этом месте, в церковной ограде, Иосиф, как принято считать, спрятал Святой Грааль чашу, из которой Иисус пил во время Тайной Вечери и в которую Иосиф собрал кровь из ран распятого Иисуса.
Такова легенда, но стоит ли за ней что-нибудь?
Действительно, на церковном дворе в Гластонбери рос огромный терн, который пуританин Оливер Кромвель повелел срубить, чтобы прекратить поклонение дереву. Тем не менее в 1985 году один из отростковов терна был посажен на старом месте, а остальные расползлись по землям разных аббатств.
Интересно, что этот подвид Crataegus oxyacantha prae-сох не растет в Британии, зато встречается в святой Земле, чем не подтверждение легенды о путешествии Святого Иосифа в Англию? История Святого Грааля куда более сложна, запутана и полна противоречий.
]ногие историки считают, что его христианская символика, столь привычная всем, суть позднейшее напластование, а изначально сюжет сложился в кельтской мифологии в дохристианскую эпоху.
Здесь Грааль предстает как волшебное корыто бога Брана, который окунал в него тела убитых и возвращал их к жизни. В своей монографии «Плащаница и Грааль» Ноэль Каррер-Бриггс высказал предположение о том, что изначально существовало два Грааля, но в позднейшие времена их спутали и теперь принимают за один.
Первый это тот потир, который мы традиционно называем Граалем. Второй, который Кур-рер-Брштс считает подлинным Граалем, был ракой, сделанной в форме чаши, где хранилось полотно. В это полотно завернули тело снятого с креста Христа, то есть так называемая Туринская плащаница. Не менее противоречивы и многочисленные сказания Артурова цикла о поисках Святого Грааля, которому приписывались чудодейственные целительные свойства.
Если верить самому известному произведению, «Смерти короля Артура» (1485) сэра Томаса Мэлори, реликвию нашли сэр Галахад (сэр Гавейн по некоторым другим источникам), сэр Персеваль и сэр Боре. Они добрались до замка Грааль, затерянного среди бескрайней голой степи, и увидели, что священный потир охраняет увечный неподвижный стражник, король Фишер.
Только при условии, что вопрос о Святом Граале был бы сформулирован особым образом, король Фишер мог обрести здоровье, Британия былую славу, а рыцари Грааль. Сэр Галахад сумел правильно задать вопрос, и три рыцаря морем доставили реликвию в святой восточный город Саррас.
Там Галахад был короновал на царство, после чего сэр Персеваль вернулся в замок Грааль, а сэр Борс в Камелот. Дальнейшие следы Грааля затеряны из-за строжайших требований конспирации, насаждавшихся тамплиерами, катарами и прочими рыцарями.
Читайте: В поисках святого грааля ( часть 2)