История камня переплетается
с общей историей культуры,
науки и искусства.
Академик А. Е. Ферсман
Камень и цивилизация неотделимы друг от друга, легенды о камнях и минералах — неотъемлемая часть древней истории человечества.
Конечно, к этим легендам можно относиться как к темным суевериям, но чего нельзя отнять у множества людей — так это психологического и психотерапевтического воздействия самоцветного камня, с этим вынуждена считаться даже современная медицина.
И если вера в камень кому-то помогает, то правильно будет не развенчивать эту веру, а елико возможно укреплять.
Долгое время самоцвет в глазах людей был отнюдь не безделушкой, а одушевленным существом, в котором они ощущали отблески таинственной жизни горных духов.
Ни один культурный народ на Земле не избежал влияния мистической символики драгоценностей. Человек свято верил в свой счастливый камень.
Он выбирал и носил его, сообразуясь со своими желаниями или хворями, днем и месяцем рождения, планетой-покровителем, знаком Зодиака, полом и возрасти, профессией, астрологическими предсказаниями и другими правилами, писаными и неписаными, во множестве существовавшими в любую эпоху в любой стране.
Сначала самоцветы носили и хранили в первозданном природном виде, значительно позже их стали обрабатывать для усиления блеска, красоты и магической силы.
Помимо искусства огранки, в камне стали вырезать изображения сердца, глаза, различные фигурки и тексты.
Глиптика, или искусство резьбы по камню, зародилась в древних государствах Двуречья (Шумер, Вавилон, Ассирия) и обрела популярность у всех культурных народов.
Более пяти тысяч лет назад
Более пяти тысяч лет назад из цветного камня стали делать резные талисманы и амулеты в виде священных животных и птиц — ибисов, черепах, змей, павианов и т.д.
В Древнем Египте особенно ценились фигурки священных жуков-скарабеев (навозный шар, который катит такой жук, символизирует Солнце).
Вырезались также полые цилиндры (по большой части из халцедона), покрытые резными символическими знаками и фигурками: собранные в ожерелье, они одновременно могли служить печатками.
Позднее к ним прибавились печатки круглые, часто в виде пуговиц, а затем печатки-перстни, нередко выполненные с большим вкусом; чтобы придать перстню «силу», на нем вырезали заклинания и прочую магическую символику.
Еще позже цветной камень стали использовать для создания художественных изображений, именуемых геммами. Выпуклая гемма называется камея, а врезанная (углубленная) — инталия.
Поиск кладов и месторождений самоцветов, их отработка, огранка кристаллов и резьба по камню также овеяны бесчисленными легендами. Свои поверья существовали в каждом горнодобывающем регионе, хотя многое их объединяло.
Так, почти всюду старые горняки учили молодежь не уделять особого внимания какому-нибудь одному из попутных самоцветов, иначе главный (и наиболее ценный) может обидеться и уйти из выработки.
Или обрушит всю кровлю, навечно похоронив под ней шахтеров! А старые уральские гранильщики предупреждали: взявшись за огранку самоцвета, работу надолго не прерывай и тем более не передавай другому — не то камень сглазят. Аналогичное поверье существовало в Западной и Центральной Европе.
Примерно то же самое можно сказать о «сверхъестественных» качествах самоцветов: во всех легендах обнаруживается некое общее ядро, однако и расхождения довольно велики.
И когда различные астрологические школы принялись систематизировать ювелирные камни согласно своим принципам, разночтения в предложенные списках оказались весьма значительными.