Единорог
Дивный единорог
«Я внимательно смотрел па ого, и вот с запада шел козел но лицу всей земли; у этого козла был видный рог между его глазами» (Книга пророка Даниила 8,5.).
Это и есть знаменитый единорог. Главная и, пожалуй, единственная его особенность заключается в том, что у него только один рог и что этот рог расположен между глазами.
Рогатые животные не обязательно, как мы могли бы подумать, должны быть двурогими. Так, например, у долговязого жирафа на голове имеются небольшие рога, и оп их не сбрасывает, как это делают олени. Рога эти очень короткие и представляют собой полностью покрытые шерстистой кожей костные выросты. У масайского жирафа («жираффа камолоиардалис типпельскирхи») перед двумя рогами имеется еще третий рог, представленный небольшим лобным отростком, а у угандского жирафа («жираффа камелопардалис ротшильди») помимо этих трех рогов есть еще пара небольших рожек, то есть всего у него пять рогов.
Среди антилоп тоже встречаются такие, у которых более двух рогом. У антилопы «тетрацерус квадрнкорнис» (четырехрогая антилопа), как видно из названия, четыре рога.
У доисторических животных встречались самые различные комбинации рогов. Самым причудливым обладателем рогов было, пожалуй, североамериканское жвачное животное плиоцена-синтетоцер.
На голове у пего было два рога, похожих но форме на рога козули.
В этом, конечно, нет ничего особенного, но удивительно то, что на носу у него был еще один огромный рог. Когда смотришь на реконструированное учеными изображение этого животного, кажется, что этот огромный рог должен был мешать ему, так как он все время был у него перед глазами. Голова уинтатерия — травоядного животного эоцена — была украшена шестью рогами (три пары!). Кроме того, у него еще была пара больших клыков, так что мог не только бодаться, но и кусаться.
Среди ящеров встречались такие, у которых были рога, похожие на коровьи. Были и однорогие (моноклон), и двурогие (стиракозавр), и трехрогие (трицератоп), и даже пятиногие (пентацератоп) ящеры.
Упомянутые здесь первобытные вымерли задолго до того, как на земле появился человек. Впрочем, они и не могли стать прообразом единорога, так как «рог у единорога между глазами». Такого живот него нет среди живущих сегодня, не было его и среди вымерших доисторических животных — единственное доисторическое однорогом
животное (моноклон) имело рог не между глаз, а на носу, кик у современного носорога.
Теперь поговорим, о том, каким же было животное, которого не было.
Сначала посмотрим, что рассказывает пророк Даниил о поведении единорога: «Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей. И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на пего и поразил овна и сломал оба рога; и недоставало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто бы мог спасти овна от него.»
Отсюда мы узнаем только, что единорог был сильной, агрессивной бестией. Далее, в 21-м стихе, выясняется, что речь идет непросто о животном: «А козел лохматый — царь Греции, а большой рог его, который между глазами его, это — первый ее царь.»
В Библии единорог упоминается неоднократно: «Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле?.. Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое?» (Книга Иова 39. 9—10, 12).
Интересно, что в одном издании Библии говорится о единороге, а в другом издании, или в другом переводе, единорог уже заменяется диким буйволом. Эта путаница происходит прежде всего из-за неясности значения слова «реэм», встречающегося в оригинале Библии.
Мнения ученых относительно значения слова расходятся. Многие считают, что оно означает «однорогий», «единорог». Согласно другой точке зрения, под этим словом подразумевается какое-то сильное животное. Высказывается еще одно, пожалуй, наиболее вероятное предположение, что слово «реэм» восходит к ассирийскому языку к слову «римун».
Так ассирийцы называли первобытных быков, которые в то время были обычными животными на Ближнем Востоке. За несколько столетии: до нашей эры первобытных быков
уже не было в этом регионе. Они сохранились лишь на храмовых стенных росписях. Ассирийские и вавилонские художники изображали первобытного быка в профиль. 11а таком изображении оба рога оказывались на одной липни, и результате чего создавалось впечатление, что у животного только один рог — посередине лба. Когда живых животных ужо не осталось, их можно было увидеть лишь на барельефах в храмах, и со применим первобытный бык вошел в легенду как единорог.
Первобытные быки неукротимыми дикими животными и по величине и силе намного превосходили современный крупный рогатый скот. В западной части Евразии первобытные быки были самыми крупными дикими животными, и понятно, что их рога стали символом силы и могущества. Рога носил Моисей, и древние германцы часто украшали рогами свои шлемы.
К началу нашего летосчислении единорог уже стал мифическим животным. В талмуде написано: «Такое огромное животное реэм, что облаков достигает». Один из толкователей талмуда писал, что «реэм» был настолько велик, что Пой но мог взять его в ковчег, а привязал веревкой за рог, и во время потопа он так и плыл за ковчегом.
«Хотя единорог очень жестокое животное, он, однако, с большой нежностью и уважением относится к девушкам и женщинам. Подходит к ним, и его сразу настолько одолевает сон, что он засыпает, склонив голову. Его часто ловят сонного и, связав, спиливают рог.
Охотники обычно наряжают девушкой здорового, сильного парня, обливают благовонной! жидкостью платье и выбирают для парня такое место, откуда запах по ветру может дойти до единорога. Сами же охотники располагаются где нибудь неподалеку. И вот приходит огромный дикий зверь, останавливается перед парнем и, пав на колени, упивается чудным запахом, а парень тем временем закрывает пахучим рукавом платья глаза единорога, пока не подойдут охотники.»
Бедный единорог! Мало того, что его ловят и спиливают рог, он еще попадает в глупое, смешное положение — падает на колени перед «здоровым, сильным парнем»! К счастью, однако, в жизни единорога бывают и более отрадные, поэтичные случаи: иногда он засыпает, положив голову на колени прекрасной девы.
Мишкольчи так пишет о единороге: «Благодаря огромной телесной силе единорог непобедим, у него очень быстрые ноги и это ужасно жестокое животное. Живет он в пустынных районах и в высоких горах. Как рассказывает Иов, его ни связать, ни укротить, никаким умением невозможно, хотя приручить можно льна, пира, барса и других свирепых животных.»
Многим довелось увидеть единорога. «В 1843 году монах Феликс Фабри встретился с единорогом у горы Синай. Сначала он подумал, что на холме стоит верблюд, но потом заметил, что у животного па лбу большой рог. В 1503 году Бартоломео Лодовико видел единорога вблизи храма в Мекке, и, как он пишет, единорогу дивились все люди. Голова у него была как у оленя, только с одним рогом. Па грациозной длинной шее развевалась грива; ноги топкие, как у козленка, копыта раздвоенные. Необузданное, дикое, по в своей дикости прелестное, изящное животное. Единорога этого султан Мекки получил в подарок от эфиопского монарха. В 1567 году Винсен Леблан видел трех единорогов. Одного во дворце султана, другого в Индии и третьего — в мадридском Эскориале.
Позднее единорога видел врач Луи Паради — в Александрии, куда животное привезли из Эфиопии. Тело единорога было блестящее, покрытое гладкой шерстью, глаза большие, взгляд робкий, шея стройная. Между маленьких ушей гладкий рог длиной в 30 сантиметров.
Люди, которые его привезли, говорили, что у них в стране много таких животных, только ловить их очень трудно. Монах иезуитского ордена, Иеронимо Лобо, который тоже видел единорога, писал: «По форме он напоминает лошадь, тело золотистое, хвост короткий, черный.
Настолько боязливый, что в одиночку никогда не пасется, а только с другими единорогами.» Славный монах собственными глазами видел единорога, когда тот перебегал из одной рощи в другую.»
В прошлом веке зоолог Лятрад написал монографию о единороге, в которой собрал все имевшиеся сведения и утверждал, что это животное действительно существует. Великий ученый Кювье не соглашался с ним и доказывал, что единорога нет.
Перейти к рубрике тайны и загадки мира, на главную.