Дельфийский оракул
Дельфийский оракул – это главное во всём эллинском мире место для прорицаний, где предсказания давала специальная пифия.
По легендам, дельфийский оракул был основан Аполлоном на месте прорицарища Гее, охраняемого змеем Пифоном, от Пифо – гниение.
Первой жрицей тогда ещё хтонического прорицарища была нимфа Дафна. В дальнейшем, от Фебы оракул перешёл к Аполлону, уничтожившему змея и устроившего в честь него траурные игры.
Затем Аполлон отправился искать жрецов для своего храма. Он увидел в море корабль, идущий с Кносса и обернувшись дельфином заманил моряков на Крис.
Там он рассказал им об их предназначении. Моряки воздвигли оракул, названный Дельфийским в честь образа, в котором Аполлон к ним явился, а после этого стали первыми жрецами на Парнасе.
Особая религиозная важность дельфийского оракула отмечается с Микейского времени. Ещё Гомер в Илиаде пишет о «храме Феба пророка в Пифосе, утёсами грозном».
Однако особое влияние дельфийские пифии приобретают в седьмом-пятом веках до нашей эры, жрицы даже выступали посредниками в межгородских конфликтах.
Тогда было принято обращаться к помощи служительниц Аполлона по всем важным государственным и личным вопросам.
Во время рассвета Дельфов туда стремились богатые посольства со всей Эллады. Мидас, например, подарил храму золотой трон.
Ослабление же влияния началось с греко-персидских войн, когда оракул принял сторону персов.
Однако даже во времена римской империи в храм продолжали поступать пожертвования.
Храм Аполлона
Храм Аполлона сыграл важную роль в эллинизации римской религии. Окончательно Дельфийский оракул прекратил своё существование в 391 году нашей эры, при императоре Феодосии.
Сам храм располагался на скалистом склоне Парнаса, на высоте примерно семьсот метров над уровнем моря. Из склона било множество источников, естественно, посвящённых Аполлону.
На стене храма были высечены изречения Семи мудрецов: “познай себя” и “ничего сверх меры”, а так же непонятная, по разному трактуемая даже современниками, буква “Е”.
Внутри храма, куда не пускали вопрошающих, имелась золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник и беломраморный Омфал с двумя золотыми орлами.
Саркофаг с пеплом побеждённого Пифона, собранного ещё Аполлном, находился под Омфалом. Там же, внутри храма, согласно легендам, была площадка с расселиной в скале, из которой поднимались испарения ядовитого источника.
С их помощью жрицы входили в состояние транса, необходимого им для предсказаний. Здесь же стоял золотой треножник.
Пророчества в храме давались, изначально, лишь раз раз в году, после, каждый седьмой день месяца, а во время рассвета храма – ежедневно, кроме особо нечестивых дней.
Пророчества делала особая пифия, выбираемая независимо от социального положения, прошлого, наличия либо отсутствия мужа.
Единственное, что требовалось от жрицы – целомудрие и безусловная преданность Аполлону. Жрица могла отказаться давать пророчество человеку, если считала его осквернённым преступлением.
Если же согласие пифии было получено, то прежде чем прорицать было необходимо пройти некоторые ритуалы.
Жрица омывалась в Кастальском источнике, надевала золототканую одежду, распускала волосы и надевала на голову венок из лавровых ветвей, после чего удалялась во внутренний храм.
Там женщина пила из источника, жевала лавр, садилась на высокий треножник и, вдыхая испарения, погружалась в наркотический транс.
Пребывая в нём пифия бормотала отдельные слова или предложения, тщательно записываемые и толкуемые, после, специальными жрецами.
Дельфийский оракул играл огромную роль в жизни всего Эллинского мира на протяжении более трёх столетий.
Центр культуры и религии, куда стекались богатые паломники со всего мира, оракул, зачастую, решал вопросы государственной важности.
Образ загадочных и всезнающих жриц, шепчущих трудно толкуемые пророчества, до сих пор находит отражение в культуре и творчестве.