Ведьмы
Наше сегодняшнее представление о ведьмах уходит корнями в сказочный лес немецкого романтизма. Все начинается в XIX веке с одной из сказок братьев Гримм «Гензель и Гретель. Пряничный домик». Впервые сказка про Гензель и Гретель была рассказана в доме братьев Гримм в Касселе в 1809 году.
Она близка сердцу каждого, будучи жестокой и зловещей. После «Белоснежки» это одна из самых известных сказок, собранных братьями Гримм. Злая старуха становится самым распространенным олицетворением зла в любой сказке.
«Вдруг открывается дверь и выходит оттуда, опираясь на костыль старая бабка, но на самом деле она была злой ведьмой, что подстерегает детей… …если кто-то попадал ей в руки, она того убивала, затем варила и съедала, и было для нее это праздником».
Сказка «Гензель и Гретель
Пряничный домик» возникает в то время, когда в Европе уже несколько десятилетий никто не вспоминает о казни ведьм. Просвещение празднует свою победу над безумием охоты на ведьм. Ни что не должно вновь напоминать о темных временах. Но, благодаря братьям Гримм, образ ведьмы не исчезает бесследно.
На всех континентах старые сказки повествует о старых колдунах и злых феях. В России ведьма по имени Баба Яга живет в избушке на курьях ножках. Ее постоянная спутница черная кошка, символ дьявола. Но ведьма стала старой и горбатой повсеместно лишь со времен появления сказок братьев Гримм. Мотивы из Гензель и Гретель изменили сказки во всем мире.
Другие элементы, такие как людоедство или полеты ведьм, напротив имеют очень глубокие корни. У многих появляется резонный вопрос: Как вообще ведьмы попали в сказки? Это очень долгая история.
Их можно встретить уже в античности на древнем Востоке. У древних греков уже существуют представления о ведьмах, Гекате и ей подобных. В поисках первоначальных истоков сказки братьев Гримм проникают в глубину древнегерманского сознания.
Сказочные ведьмы ни что иное как языческие богини, ставшие в ходе христианизации народов пособницами дьявола. У германцев широко распространены верования в буйную охоту богини Метелицы и ее ночного воинства.
На протяжении столетий по ночам на стол выставляют блюдо с едой, чтобы умилостивить ее. Эта богиня ни кто иная как взбивающая облака и колдующая над погодой госпожа Метелица или фрау Холле в сказках братье Гримм.
Фрау Холле является германской богиней смерти, что прослеживается в этимологии ее имени, hölle по-немецки означает ад. Интересно, что тогда, в отличие от немецкого современного языка, в сознании германцев смерть или богиня царства мертвых соотносилась с женским образом. В старинных сказаниях фрау Холле награждает тех, кто усерден, аккуратен, надежен и наказывает небрежных и вероломных.
Она радикально отличается от других сказочных ведьм. Это относится не только ее мифологическим корням, но и к исполняемой ей роли мудрой и справедливой женщины.
В случае с другими ведьмами не находят ничего подобного. Женщин, судимых за колдовство, на заре нового времени обвиняли в убийстве и поедании детей. Память об этом продолжает жить в сказках.
Во всех сказках братьев Гримм, как и в других европейских сказках, ведьмы пытаются съесть детей. Здесь находит свое отражение демоническое представление о том, что ведьмы не бессмертны с самого рождения, но поглощая младенцев и маленьких детей, они увеличивают свою продолжительность жизни за счет жизни этих малышей.
В сказке Гензель и Гретель можно найти элементы, наводящие на мысль о кострах, на которых сжигали ведьм во времена охоты на них. В Европе XVI и XVII веков жертвами ее стали более 60тыс. человек. Братьев Гримм часто упрекали, что в их сказках можно встретить отголоски этих страшных событий, но более серьезным было обвинение в том, что они пытаются объяснить не объяснимое.
Ведьмы нацистской германии
12февраля 1945 года началось долгожданное наступление Красной армии, целью которого было освобождение Польши. Уже через несколько дней войска смогли переправиться через Вислу. В записках очевидца тех событий указано следующее: “…польское правительство послало меня сюда, прямо на линию фронта.
Мы знали, что здесь располагается центральная телефонная станция управления безопасности рейха. Мы знали и кодовое название объекта Пропант 1. Строго охраняемые документы могли содержать информацию, способную решить исход войны. Вот так, будучи штатским лицом, библиотекарем из университета в Познане, я попал в самое пекло войны.
Абсолютно не был готов к тому, что мог там обнаружить. …в последние дни войны СС в спешке уничтожали доказательства своих преступлений. В самое последнее мгновение немцы безуспешно пытаются сжечь архивы. Там куда меня направили, сохранилось 140 тыс. книг и документов…”. То, что находит библиотекарь из Польши, вызывает сильное удивление.
Он встречает слово, которое никак не может относиться к настоящему времени. Это слово «Ведьма». “В документах, которые я пытался спасти, я нашел ужасные сообщения о ведьмах, подвергавшихся пыткам.
Эти женщины умерли несколько столетий назад. Я попытался понять, зачем СС понадобилась подобная литература. И когда я представил себе, что в ней они черпали вдохновение для исполнения своего кровавого ремесла, меня охватил ужас…”.
В картотеке польский библиотекарь обнаруживает десятки тысяч карточек, содержащих имена ведьм, палачей, доносчиков и судей. Очень педантично описываются методы пыток для получения признаний и виды казни.
По мнению библиотекаря, он наткнулся на отдел СС, который систематически применял в концлагерях пытки, подобные тем, что описаны в старинных источниках.
После окончания войны секретные службы стран восточного блока изучают загадочные документы, но безрезультатно, и архив нацистов надолгое время пропадает в забвении. И лишь в последнее время исследователи начали проливать свет на овеянный легендами, так называемый гимлеровский особый заказ СС.
Особый заказ по расследованию дел ведьм, сделанный самим Генрихом Гиммлером, рейхсфюрером СС, датируется ранней осенью 1935 года. Он представляет собой картотеку, в каждом из документов которой описаны дела ведьм с прилагающимися доказательствами.
Доступ к этим документам всегда был закрыт, никто не должен был знать, что стоит за этим заказом и кто является его инициатором, вплоть до того времени пока не будет изучен последний документ.
Питательной средой для культа ведьм, исполняемого Гиммлером и его организацией, является необъяснимая тоска и недоверие современному миру.
Вальпургиева ночь
Чем более современным становилось общество, тем больше возрастал интерес к сказочным ведьмами их мифологическим основам. По старинным народным верованиям, ведьмы слетаются в Вальпургиеву ночь на гору Брокен, что находится в горном массиве Харц, чтобы принять участие в шабаше.
Ежегодно в ночь на 1 мая современные ведьмы отмечают это событие. Прежний страх, благодаря им, сменился на положительный образ ведьмы, преодолевающей границы сознания. Однако название Вальпургиева ночь восходит к святой Вальпургии, заступнице перед ведьмами.
Большинство старинных преданий сегодня уже забыты, истинный образ ведьмы, затрагивает самые глубинные страхи и скрытые желания. Вопрос о причинах страдания и смерти так же стар, как само человечество.
Надежды перешагнуть границы возможного с самых ранних времен ведет к вере в магию. Это самая древняя загадка в мировой истории и сегодня на нее нет ответа.