Творчество Уильяма Хогарта
Творчество Уильяма Хогарта. ( 18 век) — английский живописец, график. Имел образование гравера. Огромное влияние на Х. оказали идеи философов Просвещения, утверждавших, что с помощью художественного творчества можно воспитать нравственное начало в человеке и искоренить пороки.
Этой задаче мастер подчинил многие свои произведения. Самое поучительное его произведение – серия «Усердие и ленность».
В молодости он зарабатывает на жизнь вывесками и надписями для торговых лавок.
В конце 20-х. годов он работает как портретист в основном по заказам аристократии, («Генрих 8 и Анна Болейн», не сохранился). Тогда в Англии большое внимание уделялось жанру портрет.
В 1730-хгг. Х. исполнил два своих первых сатирических цикла: «Карьера проститутки» – 6 картин, не сохранились; «Карьера мота» – 8 картин, в Лондоне.
Это «современные нравственные сюжеты», взятые из повседневной жизни первой половины 18века. Х. здесь изображает индивидуальности (не типажи) и то общество, которое их окружает.
Через несколько лет Х. написал портрет «Капитана Корема» (40гг). Это новый этап в истории английского портрета – это уже не официальный портрет короля или дворянина, а портрет буржуа со всеми атрибутами его процветания.
Герой пытается казаться аристократом, но смешно выглядят его ноги в спустившихся чулках. Художник изображает своих героев с юмором, порой одной деталью показывает то, что они тщательно пытаются скрыть.
Позднее он исполнит портрет «Слуги»: лица расположены строго по кругу, они поражают своей заурядностью, в них нет ни красоты, ни тонкости психологизма – какие есть.
1740гг – серия картин «Модный брак» – 6 картин. Злободневный сюжет – брак по расчету между разорившимся аристократом и богатой девушкой из буржуазной семьи.
После брачной сделки, заключенной родителями («Брачный контракт»), молодые быстро понимают, что они чужды друг другу («Вскоре после свадьбы»).
Разочарованный супруг проводит время в кутежах: «Визит к шарлатану», девушка тоже заводит роман: «Будуар графини», муж погибает в дуэли с любовником жены: «Дуэль и смерть графа», жена принимает яд в родительском доме: «Смерть графини».
Здесь автор высмеивает ситуацию, а не людей, которые в ней оказались. Молодая пара – жертва безнравственности, царящей в обществе. Х. поистине литературный художник – его картины можно читать.
Один из первых английских художников объединил групповой портрет с бытовым жанром в так называемой «сцене собеседования» – «Семья Строуд», «Семейство Фаунтин».
Формально творчество Х. принадлежит эпохе рококо (облегченное барокко, чаще бесвкусица – пристрастие к сложным изысканным формам, искусство обращено к миру чувств и настроений): по своей деликатности и непосредственной манере он близок французским художникам того времени (первая половина 18 века – рококо).
«Девушка с креветками» – исследователи сравнивают эту картину с французскими импрессионалистами (19век). Х. пытался показать – как прекрасен человек без грима и условностей, с которыми так редко расстается.